Сделано на Ставрополье

Версия для слабовидящих

Птица завтрашнего дня


Птица завтрашнего дня
None
16 декабря 2016 г. Просмотров: 4643 Печать

В Изобильненском районе заработал один из крупнейших проектов в СКФО — комплекс по выращиванию и переработке мяса индейки. Фактически он будет представлять собой замкнутый производственный цикл. Сейчас осталось ввести в эксплуатацию инкубатор и комбикормовый завод. Площадки для выращивания птицы, убойные цеха функционируют в полную силу. На сегодняшний день общая стоимость проекта составляет более 1 млрд 800 тысяч рублей.

О том, как реализуется готовая продукция, какие механизмы финансирования пришлось подключить, и о многом другом рассказывает генеральный директор ООО “Агро-плюс” Андрей Альчаков.

— Андрей Анатольевич, почему именно индейка?

— Ее мясо — один из самых полезных диетических продуктов. И что особенно важно, оно считается гипоаллергенным. Но, как показал мониторинг рынка, в России существует серьезный дефицит мяса индейки, более 20 процентов его ввозилось из-за рубежа в замороженном виде. И это при том, что возможностей для выращивания в стране достаточно, как говорится, было бы желание. А у нас оно было. Разведение индейки выгодно из-за большого спроса на этот продукт. Это птица крупная. Так, средняя масса самца может достигать двух десятков килограмм, самки — 10 килограмм. И еще: индейка — удивительная птица. Бедра и голень у нее относятся к красному мясу, а грудка — к белому. Так что она может удовлетворить самые разные гастрономические предпочтения.

Как показала практика, у потребителей востребованы абсолютно все части индейки: от филе грудки до шеи и крыльев. А индюшиные лапы приобретают кожевенники из-за внешнего сходства шкуры с кожей рептилий. И она эффектно смотрится в кожаных изделиях.

Конечно, мы понимали: чтобы разведение птицы приносило максимальную прибыль, нужно правильно организовать хозяйство — выбрать подходящие породы, разумно подойти к созданию птицекомплекса, спланировать его развитие на перспективу. Но сомнений в правильности выбранного направления не было. Подготовительную работу начали в 2012 году, а практическое воплощение проект нашел в 2015 году. И уже сейчас в так называемом убойном весе мы можем получать порядка 30 тонн продукции в день.

— Получается, что создание комплекса — процесс небыстрый?

— Не стоит забывать, что в последние три года наблюдается экономический кризис, осложнилась политическая обстановка. Все это не могло не повлиять, например, на условия финансирования в банках, которые старались максимально хеджировать риски. Мы изучали условия сотрудничества с разными кредитными учреждениями, и в результате наиболее клиентоориентированным банком оказался Сбербанк России. Но найти источник финансирования лишь один из множества шагов. Параллельно мы подали заявку в межведомственную комиссию при правительстве края о признании нашего проекта приоритетным. И после рассмотрения документа было подписано соглашение с правительством о том, что в случае реализации проекта организация получает льготу по налогу на имущество сроком на 5 лет. Также одним из условий соглашения стало поддержание средней заработной платы сотрудников не ниже определенной суммы — 19 тысяч рублей. Кстати, сейчас только на самом предприятии трудится свыше 200 человек, это не считая работников других организаций: транспортников и охраны.

Кроме того, у нас заключено соглашение с АО “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” и Гарантийным фондом Ставропольского края, которое обеспечило поручительство по кредитным обязательствам перед банком. По линии Министерства сельского хозяйства проект прошел отбор для субсидирования части процентной ставки. Если оперировать цифрами, кредитная линия составила свыше 1 миллиарда 200 тысяч рублей, из которых около 800 миллионов — синдицированная гарантия названных организаций. Сам кредит взят под 15 процентов годовых, из которых 10,5 процента субсидируется Министерством сельского хозяйства.

Так что могу сказать, что наш проект получил максимальную поддержку на всех уровнях. С 2012 по 2015 год финансирование осуществлялось за счет собственных средств компании.

— Речь идет о составлении технической документации и бизнес-плана?

— Не только. Подготавливалась территория под строительство, проводились земляные и бетонные работы, приводились в порядок подъездные пути и так далее. Хотя вы правы, составление документации также потребовало достаточно усилий и средств. Только на стройаудит, разработку и согласование проектных решений потрачено порядка 30 миллионов рублей. А бизнес-план корректировался разными инжиниринговыми компаниями 4 раза. И наиболее грамотный вариант предоставила московская организация “НЭО Центр”. Можно сказать, что это бизнес-план в 3D, где учитываются практически все аспекты, включая возможные риски.

И еще хочу отметить такой момент: благодаря поддержке краевого правительства [только в Изобильном было проведено несколько выездных совещаний] удалось начать процесс по техническому присоединению к сетям электро-, газо-, водоснабжения в кратчайшие сроки.

— Что представляет собой комплекс в настоящий момент?

— Это 6 площадок для откорма и выращивания индейки [отдельно для молодняка и уже подрощенных особей], пункт по приему и первичной переработке мяса, в конце декабря будет запущен комбикормовый завод. Инкубатор начнет функционировать с февраля 2017 года. Сейчас мы закупаем суточных индюшат, но в будущем планируем покупать яйцо, уже есть договоренность с проверенными поставщиками. Предварительные расчеты показывают, что выращивание особей из инкубационных яиц, а не приобретение суточных индюшат позволяет сэкономить до 4 миллионов рублей в месяц. Чтобы гарантировать контроль качества на каждом этапе, используем лучшее оборудование мирового уровня, например, бельгийской компании “Питерсайм”. Птичники проектировались по ведущим технологиям с двускатными потолками. Именно такая конструкция позволяет поддерживать требуемый микроклимат в помещении и снизить энергозатраты при содержании птицы. Особенно важна качественная теплоизоляция для молодняка, потому что колебания температуры вызывают у него стресс и впоследствии влияют на качество мяса. Так вот на наших площадках все риски сведены к минимуму, полностью автоматизированное управление создает максимально комфортные условия для птицы.

Изначально проект был рассчитан на годовое производство мяса индейки в объеме 8200 тонн, до конца нынешнего года мы планируем реализовать до 4 тысяч тонн, а в перспективе в 2017 году увеличить объемы до 10 тысяч тонн.

Для открытия следующих линий по выращиванию и производству индейки также станут привлекаться кредитные средства — в размере 950 миллионов рублей. Но озвучивать детали, касающиеся этого этапа, еще рано.

— Поговорим подробнее о реализации. Как будете справляться с конкуренцией со стороны крупных игроков рынка, например федеральных торговых сетей?

— Наши потенциальные клиенты — это представители малого и среднего бизнеса, чьи места сбыта расположены в среднем на расстоянии 700 километров от комплекса, а не крупные сети. В приоритете реализация охлажденного мяса, а для сохранения всех его полезных свойств желательно, чтобы оно попало на прилавки в течение суток после убоя. Впрочем, при желании контрагентов мы готовы поставлять и замороженную продукцию.

Так получилось, что в самом начале наибольший интерес к нашей индейке проявили московские компании, закупавшие крупные партии для столичных магазинов. Но сейчас ситуация изменилась и порядка 65 процентов продукции реализуется в ЮФО и СКФО, преимущественно некрупными дистрибьюторами. В федеральные сети мы пока заходить не собираемся. Также планируем развивать собственную сеть, которая будет включать в себя порядка 30 магазинов. Есть предварительная договоренность о реализации мяса индейки и через магазины Молочного комбината “Ставропольский” и известной торговой сети “Закрома”. Сотрудничество с этими организациями будет выгодно и для них, и для конечного потребителя, который сможет купить свежие и, главное, полезные продукты в одном месте.

По нашим расчетам, срок окупаемости проекта составит около 7 лет, но, возможно, перспективы окажутся еще более радужными.