Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике. Конфликтуем мы всегда и везде: дома, на работе, в институте.
Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.
Но в современной науке все виды конфликтов рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации.
Раньше изучение конфликтов проходило в рамках психологии и социологии, но со сменой экономических, политических условий жизнедеятельности людей стало ясно, что конфликтологии требуются собственные специалисты.
На сегодняшний день профессия «конфликтолог» только входит на рынок труда. Но уже сегодня она характеризуется достаточной востребованностью и в соответствии с прогнозами, популярность конфликтологии из года в год будет возрастать.
Основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как: прогнозирование, предотвращение, нейтрализация, урегулирование и разрешение разнообразных социальных конфликтов.
Знания в этой области будут полезны любому человеку, даже безработному, т. к. конфликтные ситуации возникают также в семье. Они помогут избежать ссор, найти компромисс, научиться «правильно» разговаривать и решать проблемы. Жить в понимании друг с другом – залог семейного долголетия.
Следует особо отметить, что к личным качествам конфликтолога относится, казалось бы хорошо понятное, но очень редкое качество человека – умение слушать людей.
Задача конфликтолога – решить возникшую проблему, спор или разногласие в любой сфере, будь то межличностные отношения, трудовая деятельность или межэтнические разногласия.
Конфликтолог признан способствовать урегулированию конфликтов не только на межличностном, психологическом уровне, но и на более высоких уровнях – социальном и политическом. Поэтому сфера деятельности конфликтолога очень широка: от микроконфликтов в фирме до серьезных конфликтов между бизнесом и властью.
Конфликтолог – это консультант по микроклимату в коллективе; специалист консультационного центра; корпоративный директор; руководитель миротворческих миссий в международном формате; руководитель пресс-службы государственных и бизнес структур и т.д.
Наконец, конфликтолог может посвятить себя развитию науки, научным исследованиям в области конфликтологии, стать профессиональным исследователем или преподавателем социологии, политологии и конфликтологии.
Обучение на данном направлении интересно и студентам, поскольку охватывает знания из разных областей, включая психологию, менеджмент, политологию, экономику и другие сферы нашей жизни.
Сфера деятельности выпускника бакалавриата по данному направлению достаточно широка. Он может заниматься профессиональной деятельностью в органах государственного и местного самоуправления, в полицейских, судебных, банковских, налоговых органах, в социальных службах и центрах, торговых, маркетинговых, консалтинговых фирмах и компаниях, а также в общественных, научно-исследовательских организациях, в различных образовательных учреждениях.
Специальность нова и потому подготовка по данной специальности проводится в ограниченном количестве вузов страны.
В г.Ставрополе эту специальность можно получить в Северо-Кавказском федеральном университете, Институте образования и социальных наук, на кафедре общей и прикладной психологии. В 2020 году подготовка бакалавров конфликтологов будет осуществляться в сетевой форме совместно с Южным федеральным университетом. Это означает, что у студентов есть выбор: пройти определенный блок дисциплин на базе Северо-Кавказского федерального университета или на базе Южного федерального университета. Это уникальная возможность использовать опыт двух федеральных университетов.