По мнению инициаторов законопроекта, новая норма о конвертируемом займе позволит поддержать стартапы. Авторы Закона считают, что он позволит «создать эффективный и прозрачный механизм для осуществления венчурных инвестиций, что будет стимулировать инвестиций в высокотехнологичные проекты в РФ».
В пояснительной записке говорится, что Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон «Об акционерных обществах»), Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»), Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») и Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1.
«Договор конвертируемого займа по своей природе является договором займа, который предоставляется на финансирование проекта на его первоначальном этапе. Компания привлекает заем у инвестора с условием, что к определенному сроку она либо вернет деньги с процентами, либо передаст инвестору долю в капитале (акции или доли). Чаще всего право выбора того или иного способа исполнения обязательства предоставляется кредитору. Для инвесторов конвертируемый заем выгоден тем, что он не обязывает их сразу же приобретать долю в компании, а компания может осуществлять проект его инициаторами без вмешательства посторонних лиц. Конвертация осуществляется по выбору инвестора, а если его что-то не устраивает в темпах развития компании или в направлении развития, инвестору возвращается долг в соответствии с условиями договора займа.
Целью законопроекта является стимулирование роста инвестиций в малый и средний бизнес, прежде всего, в высокотехнологичные проекты, которые требуют значительной поддержки на самых ранних стадиях развития, путем создания правового механизма, обеспечивающего баланс интересов инвестора и реципиента», - отмечается в пояснительной записке.
В редакции документа, принятой во втором чтении, вносятся поправки "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Они предусматривают, в частности, уточнение таких понятий, как "товары, маркированные средствами идентификации", а также введение нового понятия "импортер товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" которым является юрлицо, аккредитованный филиал иностранного юрлица в РФ или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в РФ, за исключением случаев транзитного перемещения таких товаров через территорию РФ, - сообщает ТАСС.
В публикации говорится, что запрещается ввод в оборот, оборот и вывод из оборота товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, если иное не предусмотрено базовым законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом правительства. Хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации и (или) не исполнившие обязанность по передаче сведений о таких товарах государственную информационную систему мониторинга, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, Законом уточняется перечень сведений, включаемых в обязательном порядке в информацию, содержащуюся в информационной системе мониторинга.
По словам директора Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ) Кирилла Варламова, одна из причин высокой "смертности" стартапов ранней стадии - длительный процесс привлечения инвестиций. "Прежде чем компания получит их, нужно провести процедуры проверки стартапа, договориться об оценке, когда задача стартапа быстрее бежать, то такие остановки - фатальны. Появление конвертируемого займа позволит ощутимо изменить ситуацию", - сообщает ТАСС со ссылкой на Варламова. ФРИИ выступал экспертом по данному законопроекту.
Союз «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК), как через свои инструменты, так и при поддержке деловых партнеров поддерживает инновации в производстве, медицине, других ведущих отраслях региональной экономики.
- Следует уточнить, что стартапер - это человек, который развивает новый бизнес-проект с уникальной идеей. В нынешних условиях быть стартапером не так просто. Отсутствие готовых инструкций по созданию или развитию конкретно этого бизнеса, его уникальность порождает много вызовов, с которыми без поддержки не справиться. Конвертируемый заём, в отличие от классических инструментов, предлагает несколько сценариев в зависимости от выполнения/невыполнения условий, что безусловно дает право выбора, - отметил Борис Оболенец.
Напомним, в конце минувшего года федеральным законодательством ТПП отнесены к инфраструктуре поддержки бизнеса, а ТПП СК получила право законодательной инициативы на региональном уровне.