Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я Ангелина Грохольская. В Ставрополье завершились «предпринимательские войны», развязали борьбу министерство экономического развития края и местный Фонд поддержки предпринимательства: на поле битвы вышли начинающие бизнесмены под предводительством опытных наставников. Кто одержал победу и каков главный трофей? Спросим нашего гостя – президента Ставропольской Торгово-промышленной палаты Бориса Оболенца. Борис Андреевич, здравствуйте!
Борис Оболенец: Добрый день!
Ангелина Грохольская: В связи с чем было объявлено «военное положение» у Вас в крае, что там произошло?
Борис Оболенец: «Военное положение» было объявлено с единственной целью – увеличить количество предпринимателей в Ставропольском крае.
Ангелина Грохольская: Мало их, не хватает?
Борис Оболенец: Вы знаете, я считаю, что их мало, их должно быть гораздо больше, в разы больше, если у нас сейчас где-то порядка 20 % среди бизнеса – это малый и средний бизнес, ну, задача хотя бы 40 % достичь.
Ангелина Грохольская: Практически в 2 раза, да?
Борис Оболенец: Да, практически в 2 раза.
Ангелина Грохольская: Хорошо, про «войны» давайте всё-таки поговорим, заинтриговали наших зрителей: что за формат такой был выбран?
Борис Оболенец: Понимаете, мы увидели, что привлечение молодежи в предпринимательство – это одна из задач, которая стоит перед Торгово-промышленной палатой, поэтому цель этих «предпринимательских войн» была двоякая: первая – это начинающим предпринимателям помочь, тот, кто хотел или не знает, как это делать, подсказать, а вот там же участвовали предприниматели, которые уже достигли успеха – им хочется поделиться своим опытом, им хочется рассказать о своих неудачах, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
Ангелина Грохольская: Что это было: это был форум или игра, как это было, очень интересно, по форме?
Борис Оболенец: Она проходила 3 месяца, сначала был объявлен конкурс, но, по сути, брали всех желающих, у кого уже есть бизнес, но не всё хорошо идет, ну, может быть, даже уже хорошо, но только начинают, тот, кто хотел бы начинать свой бизнес – набрали 100 предпринимателей начинающих, будем говорить, что где-то 20 % были те, кто вообще еще не занимался бизнесом. Плюс ко всему, опытные, так называемые менторы, предприниматели, которые уже с опытом, они тоже из среднего бизнеса, это не самые крупные предприниматели, но у которых уже, по сути дела, есть свои предприятия, есть даже франшиза по стране. Для начала были среди них объявлены конкурсы проектов, и, по сути дела, каждый месяц шло отсеивание, но те, кто отсеялись, оставались в команде, просто они уже дальше не участвовали в конкурсе, но для них были организованы обучение, семинары, мы приглашали тренеров, те им рассказывали о разном, как работать с кадрами, как работать с налоговой…
Ангелина Грохольская: То есть, условно говоря, они за главный приз не боролись, он они получали знания и опыт.
Борис Оболенец: Да, кто за главный приз – их становилось всё меньше и меньше, в финал вышли 5 команд, 5 предпринимателей, и в конце, в общем-то, были определены победители среди этих 5-ти: приз – 250000 рублей, не очень большие деньги, но для начинающих это, в общем-то, приз.
Ангелина Грохольская: Они не лишние.
Борис Оболенец: Не лишние, да, но было принято решение: два вторых места – по 75000 и одно первое – 100000. Итог был такой, вот, кратко, по сути дела.
Ангелина Грохольская: Очень интересный формат, результатом довольны организаторы?
Борис Оболенец: Вы знаете, мы даже не ожидали такого результата, я могу сказать, в начале… ведь это много сил отнимает…
Ангелина Грохольская: Конечно.
Борис Оболенец: По сути дела, мы, как Торгово-промышленная палата, этим занимались и так как нам надо еще кушать, зарабатывать, а это была, по сути дела, как общественная нагрузка, и я даже иногда говорил: «Ну, что вы день и ночь этим занимаетесь?!». Но, когда мы в это вникли, мы поняли, что эффект очень хороший и понимаем, что это не зря было сделано.
Ангелина Грохольская: О ситуации тогда расскажите, самые болевые точки: что происходит, чего боятся предприниматели?
Борис Оболенец: Одна из основных проблем – это у нас, по сути дела, борьба с инфляцией, она вроде бы хорошего качества, но нет денег, то есть, в экономику не вбрасываются деньги и это должно быть, конечно, разумно, но так, как сейчас это делается, национальные проекты – это неправильно, то есть деньги должны быть для малого и среднего бизнеса, как может чиновник определить, куда нужны деньги, бизнес сам определит что интересно, и если бы увеличилась денежная масса, то за счет чего? Это зарплаты бюджетникам, это увеличение пенсий, я могу сказать, у меня есть знакомый предприниматель, он говорит: «Когда пенсионерам выдали по 5000…», – был такой момент…
Ангелина Грохольская: Да.
Борис Оболенец: «Я, – говорит, – не ожидал такого эффекта». А у него сеть столовых просто, он закрыл все кафе, у него сейчас сеть столовых, потому что всё-таки доходы уменьшаются, что бы мы ни говорили, и столовые, в общем-то, работают. «Я, – говорит, – вообще посмотрел, у меня был, ну, не гигантский рост, но рост продаж».
Ангелина Грохольская: Заметный.
Борис Оболенец: Да-да, эта первая проблема, то есть, в общем-то, в экономику должны заходить деньги, способы вот такие, о которых я сказал, но есть и другие еще способы. Вторая проблема еще, которой уже много, много раз говорили – это, конечно, контролирующие органы и это проблема, с которой регионы справиться не могут.
Ангелина Грохольская: Слушайте, ну, мы постоянно слышим о том, что нужно снимать барьеры, что не надо «кошмарить» бизнес…
Борис Оболенец: Вы знаете, как только об этом говорят…
Ангелина Грохольская: То есть, ситуация не меняется?
Борис Оболенец: Конечно, не меняется, я приведу один пример: Президент сказал, что количество… ну, будем так говорить, когда уменьшились плановые проверки, возросли внеплановые проверки, то есть, было, допустим, плановых 2000 у Роспотребнадзора в Ставропольском крае, а внеплановых – 6000. Потом Президент сказал: «Внеплановых проверок должно быть 30 % от плановых». Было сказано год назад, сейчас кто бы посмотрел – ничего не изменилось, то есть этот показатель не был достигнут, внеплановых проверок, чем плановых. Да, плановые… я могу сказать, единственная структура, которая стоит всё-таки на защите бизнеса – это прокуратура, по крайней мере, у нас в Ставропольском крае, мы всей общественной организацией входим в этот общественный совет, и мы видим, как прокуратура тщательно подходит к этим проверкам то есть, она отказывает в проведении проверок, многим отказывает проверяющим, но их у нас очень много, федеральные структуры, тем более, они все федеральные, то есть, на региональном уровне, в общем-то, влияние сложно оказать. И все эти нововведения, о которых, в общем-то, ну, мы об этом говорим… ну, будем так говорить, последний момент был – это кассовые аппараты, онлайн кассы, но они не нужны предпринимателю, у которого аппарат не носит фискальную нагрузку, то есть, он платит налог не от оборота, зачем ему онлайн касса? Вроде бы говорят для того, чтобы была информация вся, хорошо, вы собрали всю информацию, говорите: «Ребята, у нас в стране продается 3000000 брюк, а шьют только 1000000 – вот, идите туда». Но этого же тоже не дают, то есть, мы не знаем, куда эта информация уходит. И вот любые нововведения… вот мы боимся всего, бизнес, сейчас будут электронные трудовые книжки – появятся новые штрафы, новые программы и так далее.
Ангелина Грохольская: Новые проверки. Однако, может быть, сейчас это парадоксально прозвучит, но собственное дело в большой стране открывают всё-таки и не только наши соотечественники, но и иностранцы сюда приезжают, мы с Вами прервемся сейчас на несколько минут, посмотрим сюжет: наш корреспондент Елена Азарченко попробовала немецкий хлеб, испеченный в русской деревне, кто и зачем это делает, давайте узнаем.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: А вот семейный бизнес, кстати, в Ставрополье развивается?
Борис Оболенец: Вы знаете, я хочу сказать, вот здесь показали пекарню, то, если снимать сюжеты о продуктах питания, переработке, то надо приезжать к нам на Ставрополье, потому что трудно назвать направление, в котором бы… ведь край аграрный, и мы гордимся тем, что много пшеницы продаем, но сейчас у нас идет уклон на переработку, чтобы производить, и я могу сказать, то есть производители и хлеба, и у нас, вот если посмотреть, я как-то купил чизкейк, принес домой, жене показал, говорю: «Как ты думаешь, чей это чизкейк?». Когда она посмотрела упаковку, качество, что это у на есть город Михайловск, это такой маленький городок, в котором есть компания, которая делает чизкейки и поставляет на экспорт в том числе, или Ставропольские деликатесы по мясу… ну, я могу час об этом говорить. И все эти компании за редким исключением – это маленькие компании и практически семейные. У нас есть, допустим, «Георгиевский» завод хлебопродуктов – это отец и сын, но завод уже большой и еще один пример, который говорит о том, что у нас это хорошо развито: у нас есть проект такой ТПП РФ «За качество!» – мы помогаем бизнесу войти в сети. Мы пилотный регион, один из пилотных, 5 регионов, у нас было пятое совещание и говорят: «А сколько у вас поставляют в сети?». Мы говорим: «86 компаний». Больше всего из этих пяти регионов, я не буду их называть, было 20, говорят: «Не может быть 86 компаний». Сейчас уже 100 компаний Ставропольского края, хотя они жалуются, что в сети трудно попасть…
Ангелина Грохольская: Да-да.
Борис Оболенец: Но тем не менее, около 100 компаний Ставропольского края поставляют и конфеты, ну, трудно назвать продукт, который не поставляется. По тепличному хозяйству: сейчас площадь теплиц по выращиванию овощей – мы на первом месте в России, то есть, самые большие площади, поэтому, если смотреть продукты вообще, то…
Ангелина Грохольская: Это к Вам, я так понимаю.
Борис Оболенец: Да, и снимать сюжеты, как раз сюжеты про маленькие компании, вот здесь про хлеб показали, у нас на рынке порядка десяти компаний торгуют хлебом, может быть, больше даже, но очередь в один магазин, а там, у остальных, покупают, но не так много, потому что рецепты, всё прочее, качество.
Ангелина Грохольская: Вот оно уникальное торговое предложение то самое.
Борис Оболенец: Да, совершенно верно.
Ангелина Грохольская: Несмотря на все сложности, люди всё-таки занимаются предпринимательством, идут в бизнес, какие перспективы есть? Опять же, Вы молодежь привлекаете, что Вы им говорите, ради чего нужно заниматься предпринимательством?
Борис Оболенец: Понимаете, в предприниматели должны идти люди творческие, я считаю, что предприниматель, чтобы быть бизнесменом, это тоже нужно иметь талант. У нас есть компания, которая 76 % российского экспорта синтетических сапфиров поставляет, 76 % эта компания поставляет в России – «Монокристалл». Так вот, владелец этой компании всегда говорил: «Если ты хочешь чем-то заниматься, ты должен поставить себе цель, что ты должен быть лучшим в этом направлении, если ты не ставишь такой цели, то не надо этим заниматься». Там же и конкуренция сильная, но надо стремиться быть лучшим, даже в самом маленьком деле.
Ангелина Грохольская: 3 самых перспективных направления малого и среднего бизнеса в Ставрополье?
Борис Оболенец: На чем человек никогда не будет экономить? На здоровье и на питании, у нас курорты Кавказские Минеральные воды: Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, и всё больше и больше частного бизнеса туда приходит, понятно, что там меньше перспектив для совсем малого предпринимательства, но тоже можно найти свою нишу, поэтому, я считаю, сельское хозяйство, переработка и туризм, по сути дела, туризм, такой оздоровительный туризм.
Ангелина Грохольская: Я знаю, что предприятия ваши и на экспорт очень хорошо работают, а что за границу интересней всего поставлять?
Борис Оболенец: Значит, на экспорт, смотрите, сейчас же тоже есть национальные проекты и задача – увеличить экспорт…
Ангелина Грохольская: Долю экспорта.
Борис Оболенец: В 2 раза увеличить, чтобы было 20 % от валового продукта, ВВП, регионам такая же задача, мы сейчас поставляем порядка 10 % – это неплохой показатель, но нам тоже надо удвоить это. На экспорт в основном у нас идет, мы об этом не говорили, потому что это не совсем малый и средний бизнес, у нас же развита хорошо химическая промышленность, то есть, у нас на первом месте поставка удобрений. Я могу сказать, что у нас есть компания, которая, ну, будем говорить, я боюсь ошибиться, но около половины всей аэрозольной продукции косметической выпускается в Ставропольском крае, и они занимают 1 % мирового рынка, вот экспорт, это, если говорить по промышленности, ну, а дальше – это продукция сельского хозяйства: пшеница, конечно, хорошо идет на экспорт.
Ангелина Грохольская: Мы не случайно назвали «Агрокрай».
Борис Оболенец: Да.
Ангелина Грохольская: Действительно, всё-таки Ставрополье – это агрокрай
Борис Оболенец: Вы знаете, всегда надо делать… вот и меня учили, надо делать то, что ты умеешь и где у тебя есть преимущество – надо этим заниматься. У нас хорошая земля, хорошо растет пшеница – всё.
Ангелина Грохольская: И этим надо пользоваться.
Борис Оболенец: Да, этим надо пользоваться.
Ангелина Грохольская: Спасибо Вам огромное за беседу, получала огромное удовольствие и…
Борис Оболенец: Информации.
Ангелина Грохольская: Информации много, да, очень хочется к Вам приехать!
Борис Оболенец: Приезжайте, тем более приезжайте на Кавминводы, отдохнете и накормим!
Ангелина Грохольская: Спасибо!
Борис Оболенец: Спасибо.
Ангелина Грохольская: Сегодня в нашей студии был президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец.